В МБОУ «Александровская СОШ № 10»  работает логопедическая служба, задачами, которой является оказание специализированной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.

Логопедические занятия проводит

учитель-логопед Гучигова Зоя Викторовна

Ежегодно логопедическую помощь получает 18-20 учащихся школы, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи. Выявить, которые помогает комплексное обследование, проводимое с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

С 16 сентября по 15 мая дети посещают групповые и индивидуальные занятия с периодичностью 2-3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции

На подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение. Дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

  1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
  2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  4. Постановка звуков разными способами;
  5. Автоматизация звуков в речи;
  6. Дифференциация звуков в речи;
  7. Обогащение словарного запаса;
  8. Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

Принципы работы учителя-логопеда

 

  1.  Учет механизмов нарушения речи.Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка (уздечка) необходимо растянуть или подрезать уздечку.

Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.

  1. Комплексность. Речь — процесс сложный. При коррекции нарушений речи е работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг — единое целое, и нарушение расстройства.
  2. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом.

Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.

  1. Опора на сохранное звено.Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.
  2. Учет закономерностей нормального хода речевого развития.В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы — максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.
  3. Поэтапность. Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:

1      диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции)

2    коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков

3        оценка и контроль динамики в обучении, проверка отсутствие рецидивов

  1. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед, учитывая индивидуальные особенности, находит подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. найти индивидуальный подход к ребенку — залог успеха логопедической работы.
  2. Тесное сотрудничество с родителями. Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка — одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный.

Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру!

Страница логопеда