В рамках недели гуманитарных предметов 6 декабря для обучающихся 5-11 классов прошел Единый ФГОС-урок по литературе на общую тему «В.П. Астафьев – наш великий писатель». Каждый педагог, а это Васько Ольга Владимировна, Кругликова Анна Александровна, Галецкая Елена Юрьевна, пришли на урок не в «свой» класс, то есть не в те классы, где проводят свои уроки. Тем интереснее было и для ребят, и для самих учителей.

Формат и конкретную тематику урока каждый из учителей определил самостоятельно. Возможно, поэтому и воплотилась идея.

В 5-6 классах урок литературы, проводимый Кругликовой А.А., был посвящен чтению и анализу  рассказа «Белогрудка». Ребята вместе с учителем выразительно читали текст, работали над образами, художественным пространством  и композицией рассказа. Учащиеся смогли увидеть царившую в начале произведения дисгармонию между миром человека и миром природы. Они с трепетом рассказывали о том, какой заботливой матерью была Белогрудка, осуждающе читали слова, характеризующие действия беззаботных и ленивых мальчишек, похитивших котят куницы ради забавы, искренне переживали за осиротевшую куницу, мечущуюся в поисках пропавших детенышей.

В конце урока ребята рассуждали о том, как изменились взаимоотношения между двумя художественными пространствами: миром природы и миром человека. Ученики разгадали главную мысль произведения: «Прикоснуться к Красоте можно только сердцем». Уходя с занятия, они обещали выполнить наказ сибирского писателя:  «Ребята, ведь вы тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанется вам в наследство. Берегите землю и тогда себя сбережете  и любовь ко всему живому и цветущему на планете».

Звучали на уроке стихи и песни.  Стихотворение Кайсына Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда…» и песня на стихи Р. Рождественского под названием «Просьба» не оставили равнодушными  маленькие сердца, сделали их добрее, светлее, чище, а это  на уроке литературы  главное.

Прошлое и настоящее в рассказе «Фотография, на которой меня нет» — это тема урока, который был проведен Васько О.В. в 7-8 классах.

Назначение школьных фотографий, жизнь деревни 30-х годов 20 века, сложная судьба маленького Астафьева, народная мудрость, роль учителя в жизни человека. Эти темы рассмотрели на уроке ребята, изучая произведение красноярского писателя.

В завершение  урока была сделана фотография, на которой «я есть», то есть каждый, кто имел возможность составить разговор.

В 9-11 классах урок, организованный Галецкой Е.Ю. по творчеству В.П. Астафьева, проводился как аналитическая беседа по теме «Война в произведениях писателя-земляка». Ребята старших классов высказали свои мнения по размышлениям писателя о вечных вопросах: проблемах семьи, воспитания подрастающего поколения, судьбы русской деревни. Также познакомились с отдельными моментами жизни писателя, а точнее с тем периодом, когда Астафьев воевал. Кроме прочего, старшеклассники зачитали и прокомментировали эпизод из рассказа «Веселый солдат», высказали свои предположения о том, почему довольно натуралистично автор описывает убийство русским солдатом врага, такого же обычного солдата, почему среди множества офицеров герой, от чьего имени ведется повествование, выделяет только одного, называя его несколько раз по имени, отчеству и фамилии, а остальных обобщает лишь общим наименованием офицерье.

Домой ребята получили задание: написать эссе на тему «Война нужна?»

Завершился Единый урок общей фотографией, на которой запечатлены все участники мероприятия.

Единый урок по литературе