В МБОУ «Александровская СОШ № 10» работает логопедическая служба, задачами, которой является оказание специализированной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.
Логопедические занятия проводит
учитель-логопед Гучигова Зоя Викторовна
Ежегодно логопедическую помощь получает 18-20 учащихся школы, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи. Выявить, которые помогает комплексное обследование, проводимое с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
С 16 сентября по 15 мая дети посещают групповые и индивидуальные занятия с периодичностью 2-3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции
На подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение. Дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
- Постановка звуков разными способами;
- Автоматизация звуков в речи;
- Дифференциация звуков в речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Принципы работы учителя-логопеда
- Учет механизмов нарушения речи.Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка (уздечка) необходимо растянуть или подрезать уздечку.
Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.
- Комплексность. Речь — процесс сложный. При коррекции нарушений речи е работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг — единое целое, и нарушение расстройства.
- Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом.
Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.
- Опора на сохранное звено.Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.
- Учет закономерностей нормального хода речевого развития.В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы — максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.
- Поэтапность. Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
- диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции)
- коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков
- оценка и контроль динамики в обучении, проверка отсутствие рецидивов
- Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед, учитывая индивидуальные особенности, находит подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. найти индивидуальный подход к ребенку — залог успеха логопедической работы.
- Тесное сотрудничество с родителями. Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка — одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный.
Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру!